учительская

 

Автор:   Е.А. Критинина,

учитель начальных классов ЦСОШ №9

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (обмен опытом)

           Современный мир очень динамичен, меняется стремглав,  и меня как  учителя время заставляет пересматривать роль и значения исследовательского поведения в жизни.  Поиск средств привел  меня к пониманию, что  мне нужны деятельностные, групповые, игровые, проблемные формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов Проблема: Отсутствие у детей поисковой деятельности.

      Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план.    

      Целью проектной деятельности является успешность. 

     ДЛЯ ЧЕГО? В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес.   

           Одним из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения. Уже с первых дней пребывания детей в школе  готовлю  своих учеников к проектной деятельности, развиваю мышление, учу оценивать свою деятельность и деятельность других, формирую коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения.   Для этого я применяю в своей практике  такую методику как «Свободный микрофон», где ребята высказывают свое мнение, опираясь на  словосочетания  помощники. (Я думаю, Я могу предполагать, Я знаю, Я согласен; Могу поспорить и доказать...  Мне запомнилось; Я узнал; Меня удивило…)  

        Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника, придумать свою потешку. В результате рождаются коллективные монопроекты “Книга загадок”, “Потешки”.

    На уроке литературного слушания после знакомства с частью произведения дается задание в группах из 4 человек придумать свои версии окончания, проиллюстрировав их. В итоге появляются новые сказки, рассказы, модели обложки, формы книг.

           Нетрадиционные уроки литературного чтения – уроки творчества, уроки-сказки, уроки-утренники позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские способности. Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты “Поляна сказок”, “В гостях у Дедушки Мороза”, “Царство природы”. Каждое решение уникально, выразительно. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки и т.д.

          Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. “Зачем нужны правила дорожного движения?”,»Соберем дорожные знаки»,  “Кто такие птицы?”, “Откуда берутся снег и лед?”, “Зачем каждому государству свои символы?”. Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы.

     В ходе работы над проектом ко Дню матери группа учащихся моего   класса оформили стенгазету. Заметки, рисунки, пожелания маме учеников были    от души. Выявилась группа детей - лидеров, которые и оформили окончательный вид стенгазеты. Дети работали дружно, учились подчинять свои интересы общему делу. В итоге мамы получили замечательный подарок, а ученики - опыт коллективной работы.

           Например,   в прошлом году мои первоклассники   на уроке изобразительного искусства и художественного труда  изготовили гирлянды из осенних листьев. В конце урока один из учеников предложил соединить индивидуальные гирлянды в одну общую. Это и было первым опытом получения радости от совместной работы.

            При выполнении своего первого в 1 классе проекта "Осенняя азбука" дети проявили неподдельный интерес к процессу работы. Ученики поняли, что вместе лучше реализовать задуманный план, а сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу. Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.

    Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Начинаю с уроков творчества.

     Дети получают задание принести на урок что-либо из   парка, сада. Это может быть ветка, цветок, камушек – все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка, и он мог объяснить свой выбор. На уроке даются инструкции:

        “По очереди подойти к столу, положить то, что принесли с собой, объяснить, что это и почему захотелось принести именно это”;

“Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая объединяла бы все эти предметы”.

        Дети подходят к столу, перекладывают предметы, в итоге появляются групповые композиции. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую картину, - главная цель этого урока.

       Идея проекта «Волшебный мир бумаги» натолкнула всех ребят моего класса, когда   на  территории школы собрали большое количество фантиков и бумаги.   Сделаем из бумаги «папье-маше» говорю ученикам, сразу сто вопросов:  что это, как это? Когда же происходила защита проектов, класс разбился на группы «Аппликация», «Искусство оригами», изделия  «папье- маше», «Чудо фантик». Поделок было множество, ребята познакомились с видами искусства, а главное научились делать прекрасные сувениры, подарки из бумаги. Всех  поразила четырехметровая змея из фантиков. Сейчас  эти выпускники в 10  классе, а им как на конвейер поступают фантики, из которых они делают подарки, а в школе стало чище.

        Сегодняшние  мои второклассники заканчивают работу над проектом «Мое любимое растение».  Целое полугодие  каждый готовил стихи о своем  растении, песни, рассказы, поделки, загадки... Нарисовали свои растения в разные времена года. А сколько интересной информации получили  о березе, сосне, липе, ромашке… Знаем теперь множество  кулинарных и лекарственных рецептов.

      На данный момент  мои ребята погружены в проект «Страсти по шоколаду». Готовят все о вкусностях и сладостях, идет поиск информации, откуда появился шоколад, чем вреден и полезен шоколад.…А  на защите проектов решили сварить самостоятельно шоколад и посидеть за круглым столом.

          В роли единомышленников, помощников выступают, конечно же, мои  родители класса, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта.

    Моя роль   в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

    Очень важно, что мои ученики   получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали.  

        

 

      

Автор:   Е.А. Критинина, учитель начальных классов ЦСОШ №9

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Используются технологии uCoz